«НТВ-плюс» набирает армию фанатов. Компания заплатит $100 млн за футбол, чтобы увеличить абонентскую базу
В конце прошлой недели стало известно, что эксклюзивные права на телетрансляцию шести из восьми матчей каждого тура чемпионата России получит спутниковая телекомпания "НТВ-плюс". Сумма четырехлетнего контракта с российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ) составит $100 млн – по $25 млн в год. Это рекордная сумма, которую РФПЛ получит за телеправа. Эксперты отмечают, что "НТВ-плюс" предприняло рискованные шаги по увеличению своей абонентской базы.
Гендиректор "НТВ-плюс" Дмитрий Самохин рассказал Ъ, что его компания готовится заключить четырехлетний контракт с РФПЛ: "Мы получаем эксклюзивные права на трансляцию шести из восьми матчей в каждом туре. Еще один показывает 'Первый' и один – игру местной команды – локальный телеканал". Эту схему подтвердил президент РФПЛ Михаил Воронцов, отметив, правда, что переговоры еще не завершены. Для уточнения условий контракта РФПЛ сформировала рабочую группу, которая до 6 марта рассмотрит предложенные "НТВ-плюс" условия. Кроме предложения "НТВ-плюс" РФПЛ рассматривала оферту НП "Росмедиаком" (канал "РТР-спорт") по организации трансляций. Руководитель дирекции спортивных программ РТР Василий Кикнадзе вчера от комментариев отказался.
РФПЛ и "НТВ-плюс" сумму контракта не разглашают. По словам президента Российского футбольно союза (РФС) Виталия Мутко, "речь идет о сумме, сопоставимой с $25 млн в год". Это означает беспрецедентное соглашение о продаже телеправ на российский футбольный чемпионат. "$25 млн – очень большая сумма, учитывая, что годовой бюджет 'НТВ-плюс' на закупку прав на трансляции всех спортивных событий (футбол, хоккей, баскетбол и т. д.) не превышает $20 млн",– говорит гендиректор агентства спортивного маркетинга Active Com. Игорь Куценко. Кроме того, эфирные телеканалы за российский футбол традиционно не платят – и "Первый", и "Спорт" получают права на трансляции бесплатно.
Причины, по которым эфирные телеканалы не хотят платить за право трансляции чемпионата России по футболу,– относительно невысокие зрительские рейтинги. Рекламный блок во время телетрансляций матчей РФПЛ на "Первом канале" набирает в среднем не больше 3 GRP (условная единица при продаже телерекламы, которая отражает число зрителей, увидевших ролик), подсчитали в агентстве Media Ways. Это вполне сопоставимо с другими спортивными соревнованиями, например, фигурным катанием и биатлоном, но в разы меньше, чем телесериалы – 10 GRP и больше.
Но для оператора платного телевидения основным источником дохода являются не рекламные поступления, а абонентская плата. Отдавая $25 млн в год, "НТВ-плюс" рассчитывает таким образом привлечь новых подписчиков из числа фанатов российского футбола. Однако чтобы окупить такие вложения, по оценкам экспертов, "НТВ-плюс" нужно в полтора раза увеличить абонентскую базу. "$25 млн в год – это примерно $2 млн в месяц,– подсчитывает гендиректор 'Корбины-Телеком' Александр Малис.– Учитывая, что средний доход от одного абонента (АРПУ) спортивного канала составляет $3 в месяц, для окупаемости только прав на трансляцию чемпионата России им необходимо 700 тыс. абонентов. Примерно 400 тыс. подписчиков 'НТВ-плюс' наберет среди нынешних своих абонентов. То есть нужно дополнительно привлечь порядка 300 тыс. абонентов за счет болельщиков".
Болельщиков в стране, учитывая данные TNS Gallup Media, намного больше. Так, рейтинг трансляции матчей российской премьер-лиги на "Первом канале" за март–апрель 2006 года в среднем составил 3,5%, то есть их смотрит примерно 2,3 млн россиян (при том что первые весенние туры собирают наименьшее количество зрителей). На "Спорте" эти показатели – 1%, или 658 тыс. человек. По мнению господина Малиса, план "НТВ-плюс" по привлечению новых абонентов рискованный, но реальный. "Если есть финансовый ресурс, то это имеет смысл,– говорит он.– Идет потребительский бум на рынке платного телевидения, и если не инвестировать сейчас, можно потерять долю".
Компания "НТВ-плюс" – единственный в России оператор платного спутникового телевидения. Создана в 1996 году. 100% акций принадлежит холдингу "Газпром-медиа". Осуществляет вещание более 70 телеканалов, продавая услуги на европейской территории России и на Украине. Обслуживает свыше 500 тыс. абонентов. Оборот в 2006 году составил чуть больше $200 млн.
Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев добавляет, что "НТВ-плюс" сможет также заработать на продаже рекламы внутри трансляций и перепродаже прав на трансляции матчей в записи. Подобные контракты положительно сказываются на рынке платного телевидения в целом, отмечают эксперты. "Чем больше эксклюзивного контента будет на закрытых каналах, тем больше людей будут готовы отдельно платить за телевидение",– говорит гендиректор ASCon (представитель Eurosport в России) Александр Силин.
к списку новостей
|